Вчера у Марка был день рождения, и я хотела это перевести как своеобразное приношение ему. Чуточку не уложилась по времени и сильно не уложилась по слогу. Но что касается времени - если считать по лондонскому, то у меня есть ещё целый час!
беседовал Дэниэл Мартин (Daniel Martin)
фото Мэтта Крокетта (Matt Crockett)
Марк Гэтисс занимает уникальную нишу в гей-сфере британской культуры. С момента выхода "Лиги Джентльменов" в 1999 году он постоянно появлялся наших экранах и на сцене, его карьера как актера и писателя была блестящей и разноплановой, что и привело его к нынешнему успеху – звезды и одного из создателей "Шерлока" на BBC 1. Ему удалось стать "заметным", но не слишком "популярным", и потому всегда оставаться провокатором, даже когда его успех поднял его в высшие актёрские сферы.
читать дальше
При этом у него никогда не было момента "каминг-аута" как такового. Гэтисс – гей, и об этом вроде как все всегда знали. Такое незаметно революционное положение.
"Я никогда не сидел "внутри чулана", если говорить об окружающем мире", - рассказывает Марк, когда мы садимся с ним выпить кофе в театральном кафе в его владениях в Северном Лондоне. "Все мои друзья знали (даже до того, как я рассказал об этом родителям) и я никогда не был "в чулане" ни как писатель, ни как актёр, что на самом деле очень меня радует. У меня никогда не было намерения набрать на этом политические очки, но я никогда не скрывал этого факта, как сейчас поступают знаменитости, поскольку так им советуют их агенты.
Буквально на прошлой неделе я был в Америке, и они иногда поднимают в разговоре тему того, что ты делаешь, будучи "вне чулана", и я всегда даю один и тот же старомодный ответ - я просто хочу быть счастлив. Я бы хотел сказать - в особенности актёрам, полагающим, что пока они остаются "в чулане", они не навредят своей карьере или своему потенциалу, - что на самом деле более важно? Иногда людям действительно сложно противостоять этому, но что может стоит такого постоянного насилия над самим собой? Да ничто".
Учитывая количество известных американских актёров, таких как Захари Куинто и Мэтт Бомер, вышедших "из чулана", думает ли Марк, что предположение о том, что Голливуд упорно отвергает актёров-геев, не давая им ведущие роли натуралов, всё ещё выдерживает критику?
"Я уверен в том, что людей вычеркнут из списков, в которые они, возможно, были включены. Но хотите ли вы прожить остаток своей жизни во лжи? Справедливости ради стоит отметить, что это очень тяжело, даже если ты ведущий актёр".
Что подводит нас к щекотливому вопросу о деле представительства. Обязаны ли известные гомосексуалисты сообщать о себе?
"Я довольно резко отношусь к этому вопросу, я всегда так к нему относился. Есть что-то немного пугающее и фашистское в том, чтобы стараться принудить людей к каминг-ауту, поскольку, я уверен, у каждого своя история, и невозможно судить со стороны, что именно заставляет человека оставаться очень закрытым. Я имею в виду, что лучше поговорить об этом и найти удовлетворяющий всех выход, чем по-военному выбрасывать людей из их чуланов, как торпеды, которые вроде как уже ушли в прошлое.
В такой же степени сложно думать о том, чтобы быть ролевой моделью… это очень приятно. Об этом стоит поразмыслить, потому что я бы хотел, чтобы таких людей было больше, когда я рос, но в то же время, сложно принять на себя ответственность за других людей в этом отношении".
Сам Гэтисс воплощает достаточно нетипичный для гея тип мышления. Разумеется, в прошлом году он взял Дайану Ригг в серию "Доктора Кто" на роль викторианской старухи с красной пиявкой, выглядывающей из корсажа, однако он со своим столь же явным увлечением фильмами о войне и бондианой, представляет собой образ, который явно поможет подросткам, пытающимся определиться со своей ориентацией.
"Я получаю множество твиттов и сообщений от тинэйджеров, которые считают меня и Иена (Халларда, партнёра Марка) правильной ролевой моделью, и я думаю, что это прекрасно. Но в то же время, я с большой осторожностью отношусь к тому, чтобы примерить на себя этот образ, потому что это не моё дело. Но и люди не должны слишком многого от тебя ожидать, потому что это тоже нечестно".
Теперь, когда сформировалась видимость равенства хотя бы перед лицом закона, должна ли гомосексуальность быть определяющей характеристикой человека в том смысле, в котором ей, возможно, требовалось быть в прошлом?
"Думаю, очень опасно утверждать, что все битвы выиграны, хотя мы живём в совершенно другом мире. Я вспоминаю, как выходили на митинги за равенство прав перед зданием парламента 20 лет назад, и ощущение, будто это происходило в другой жизни. Так что мир очень изменился, но следует иметь в виду, что одно дело - жить в полной опасностей оживлённой столице, и совсем иное творится за пределами Лондона и больших городов, или даже в некоторых больших городах. Опасно утверждать, что все хорошо только потому, что кажется, будто геи легко могут выйти на контакт друг с другом. Что на самом деле означает, что множество уязвимых людей могут еще легче подвергнуться эксплуатации. Так что я думаю, что всё по-прежнему, только в ином виде".
Одним из самых потрясающих успехов в работе Марка является именно то, что он, будучи открытым и социально активным геем, не вступает в эти споры о представительстве.
Посмотрите на сарказм, с которым относятся, допустим, к Энтони Коттону из "Корри" (Corrie - сокращение от "Coronation Street" - прим. перев.), чьего вызывающе гомосексуального персонажа Шона Талли (Sean Tully) обвиняют в создании проблем 20 лет назад.
"Видите ли, в этом и состоит опасность того, чтобы стать в каком-то роде знаковым. Конечно, "Корри" – самая известная и популярная мыльная опера в стране, так что вот она, ответственность, однако было бы лукавством сделать вид, что не существует таких очень-очень вульгарных* геев. На мой вкус, "Корри" больше нравился мне тогда, когда все геи в нём были в основном пожилыми дамами. Так уж он был написан, там были определённо гомосексуальные персонажи начиная прямо с 1960-х годов, но все они были старыми боевыми тётками!".
Однако споры о нашем представлении на ТВ продолжают бушевать.
"Опасность в том, что в момент, когда любое меньшинство, не имевшее достаточного представления, получает его, оно начинает аккумулировать, притягивая, как магнит, ожидания всего поколения. Это как британские фильмы. Если мы выпустим достаточное их количество, нам можно снять ещё, и это будет нормально. Но стоит случиться одному ошеломительному прорыву, как вдруг сразу каждый новый фильм должен обязательно быть особенным, и если он им не оказывается, мы думаем, что опять потерпели неудачу.
Если у вас есть достаточно широкий ассортимент персонажей-геев, то нет никаких проблем в том, что кто-то из них – раздражающий всех козёл, кто-то – псих, кто-то красив, а кто-то нет".
Или кто-то из них жирный.
"Да, но этого я видеть не хочу", - говорит он с драматической – и разумеется саркастической – интонацией.
Сейчас, конечно, Марк – один из ведущих сценаристов и адептов "Доктора Кто", шоу, в числе фанатов которого есть и люди различной ориентации. До конца света будут писаться аналитические статьи о том, почему это так, но какова точка зрения самого Марка?
"Раньше я бы сказал, что суть в идее того, чтобы быть немного в стороне от всего сразу. С самого начала Доктор не был героем в традиционном смысле этого слова, и так оно и должно продолжаться, так что я думаю, речь идет о своеобразной идентификации на более глубоком уровне. Но отчасти это просто весело, правда? Монстры, возникающие в определённые исторические моменты, сами по себе выглядели достаточно кэмпово – и, в противоположность этому, довольно странно.
Мне также кажется, что-то заключено и в самой ТАРДИС: дом, который ты можешь взять с собой повсюду, был чем-то вроде главной мечты любого гея. У тебя есть все вещи, с которыми тебе комфортно, но ты можешь добраться до всех этих экзотических мест и познакомиться со странными людьми".
Что же до остальных его шоу – огромные группы людей в интернете совершенно уверены в том, что Шерлок и Джон спят вместе, и это распространяется на весь остальной актёрский состав. Игравшему Мориарти Эндрю Скотту недавно даже высказывались предположения о том, что его персонаж "разочарованный боттом". Что Марк думает по поводу места, которое занимает Майкрофт в сексуальной палитре?
"В конце концов, дело ведь в том, чтобы остался вопрос, а не ответ. Это и интригует. Сначала мы снимали третью серию первого сезона, и в самую последнюю минуту я решил надеть (ему на безымянный) палец кольцо. По меньшей мере раз в неделю меня спрашивают, состоит ли Майкрофт в браке? Нет, оно не на том пальце, за исключением нескольких мест в мире, где этот палец был бы правильным. Нет, это просто кольцо. Люди гадают – да на здоровье. Так гораздо интереснее, чем дать этому пробелу заполниться.
Сам я считаю, что Майкрофт и Шерлок – как Найлз и Фрэйзер Крэйны**, и Майкрофт в этой ситуации точно Найлз. И с чем бы Шерлок ни бился, мне кажется, Майкрофт считает это исключительно интеллектуальной проблемой".
Марк выдаёт одну из своих фирменных шуточек перед тем, как раствориться в лондонской суматохе - придумывать очередное приключение: "Так что я не скажу ничего определённого, но я думаю, подобные материи – ниже его достоинства".
Несколько примечаний:
* В оригинале Марк употребляет любимое им слово "camp", которое обозначает одновременно и "вызывающий, пошлый, вульгарный" и одновременно совершенно определённый тип поведения – абсурдное и намеренно аффектированное отношение к жизни. Скажем, драг-квины относятся к кэмпу.
** "Фрэйзерс" – американский ситком, шедший с 1993 по 2004 годы. Его персонажи Найлз и Фрейзер – братья, причём Найлз – младший из них. К слову сказать, обоих их мать назвала в честь своих лабораторных крыс. Братья – поклонники изящных искусств и музыки, в детстве были чрезвычайно чувствительными детьми и часто становились жертвами преследования в школе. Найлз – ещё и филантроп, причём отучившийся год в Кембридже после Йеля. Оба брата работают психиатрами, но Найлз последователь учения Юнга, и его практика направлена на семейную терапию. При этом Фрейзер ведёт шоу на радио и достаточно популярен, а Найлз ему в этом завидует, особенно тому, что все знают о том, как его брат помогает людям, в то время как работу Найлза никто не ценит. Большими подробностями жизнеописаний Фрйэзера Крэйна и Найлза Крэйна любезно поделится Википедия.